ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ) В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Утверждено
приказом Минюста
от 24.12.1998 N 371
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ) В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В условиях строительства демократического правового государства, развития
предпринимательства и осуществления деятельности предприятий различных форм
собственности, предоставления хозяйственной самостоятельности государственным
предприятиям и объединениям, углубления развития и изменения экономических
отношений в Республике Беларусь, значительно возрастает роль правовой работы как
организующей и координирующей деятельности по применению действующего
законодательства в сфере гражданского оборота.
Организация и ведение правовой работы на предприятии (объединении)
возлагается на юридическую службу.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и
ответственность юридической службы предприятия (объединения) всех форм
собственности.
1.2 На предприятии (объединении) создается самостоятельное подразделение
(именуемое в дальнейшем юридической службой) - юридический отдел (бюро), либо
вводится должность главного (ведущего) юрисконсульта, юрисконсульта, заместителя
руководителя по правовым вопросам, на которого и возлагается руководство
деятельностью юридической службы.
1.3 Юридическая служба предприятия (объединения) в своей деятельности
руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом
предприятия (объединения) и настоящим Положением.
1.4 Допускается правовое обслуживание предприятий (объединений) адвокатами,
юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без
образования юридического лица, имеющими специальные разрешения (лицензии) на
осуществление данного вида деятельности на договорных началах в соответствии с
действующим законодательством Республики Беларусь.
1.5 Возложение на юридическую службу предприятия (объединения) обязанностей,
не связанных с правовой работой и не предусмотренных настоящим Положением, не
разрешается.
1.6 Юридическая служба предприятия (объединения) подчиняется непосредственно
руководителю предприятия (объединения).
1.7 Структура и количественный состав юридической службы предприятия
(объединения), утверждается руководителем предприятия (объединения).
1.8 На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие
высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет.
На должность юрисконсульта назначаются (принимаются на работу) лица, имеющие
высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах
высших учебных заведений (специальность - правоведение).
1.9 Руководитель юридической службы назначается на должность и освобождается
от должности руководителем предприятия (объединения).
1.10 Руководитель предприятия (объединения) обязан создавать необходимые
условия для работы юридической службы: повышать квалификацию работников службы,
обеспечивать оргтехникой, юридической литературой и справочными материалами,
предоставлять соответствующие помещения.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Основными задачами юридической службы являются:
2.1 обеспечение законности в деятельности предприятия (объединения);
2.2 активное использование правовых средств для укрепления хозяйственного
расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины, выполнения договорных
обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия
(объединения);
2.3 защита имущественных прав и законных интересов предприятия
(объединения);
2.4 обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на
предприятии (объединении) локальных нормативных актов, а в случае издания данных
актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в
установленном порядке.
3. ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с основными задачами юридическая служба предприятия
(объединения) выполняет следующие основные функции:
3.1 организует правовое обеспечение работы предприятия (объединения) в
условиях рыночной экономики;
3.2 участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных
нормативных актов предприятия (объединения), регламентирующих взаимоотношения и
экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-
хозяйственной и социальной деятельности предприятия (объединения) в условиях
хозрасчета; по согласованию с руководством привлекает к участию в этой работе
должностных лиц и специалистов других подразделений предприятия (объединения);
3.3 контролирует соблюдение установленного на предприятии (объединении)
порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;
3.4 совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями
проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности
предприятия (объединения), изучает условия и причины возникновения
непроизводительных расходов, состояние числящейся на балансе дебиторской и
кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает
материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных
ценностей для направления их в судебные и следственные органы;
3.5 проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись
руководителю предприятия (объединения) проектов приказов и других документов
нормативного характера, визирует их;
3.6 подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене
фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия
(объединения);
3.7 осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных
нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений
предприятия (объединения), а в случае противоречия их законодательству вносит
предложения об их отмене;
3.8 принимает меры по улучшению использования правовых средств для
укрепления хозяйственного расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных
форм организации и стимулирования труда, повышению роли хозяйственных договоров
и усилению ответственности за их исполнение;
3.9 оказывает правовую помощь структурным подразделениям предприятия
(объединения) при установлении экономических и научно-технических связей с
предприятиями и организациями других стран;
3.10 участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера,
направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения
законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и
рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач,
хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и
потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц;
3.11 ведет систематизированный учет поступающих на предприятие (объединение)
и издаваемых им нормативных актов;
3.12 участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением
хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров
(контрактов);
3.13 анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и
представляет руководителю предприятия (объединения) предложения по устранению
выявленных недостатков;
3.14 ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном
порядке интересы предприятия (объединения) в судах, органах государственного
управления при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое
руководство исковой работой, если она ведется другими структурными
подразделениями предприятия (объединения);
3.15 анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимает
меры по устранению недостатков в деятельности предприятия, выявленных при
рассмотрении хозяйственных споров;
3.16 дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание
материальных ценностей;
3.17 участвует в организации и проведении пропаганды правовых знаний,
информирует работников предприятия (объединения) о действующем законодательстве,
разъясняет практику его применения;
3.18 дает заключения, консультации по правовым вопросам, возникающим в
деятельности предприятия (объединения);
3.19 при обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия,
докладывает об этом руководителю предприятия (объединения) для принятия
необходимых мер по их предупреждению и устранению.
4. ПРАВА ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Юридическая служба имеет право:
4.1 проверять соблюдение действующего законодательства в структурных
подразделениях предприятия (объединения);
4.2 получать от должностных лиц в порядке, установленном на предприятии
(объединении) документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для
выполнения своих обязанностей, все должностные лица обязаны незамедлительно
представлять эти документы по требованию юридической службы;
4.3 привлекать по согласованию с руководством предприятия (объединения)
работников других подразделений для подготовки проектов локальных нормативных
актов и других документов, а также для осуществления мероприятий, проводимых
юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;
4.4 участвовать в работе высшего органа управления предприятия
(объединения).
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
5.1 Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения
возложенных данным Положением на юридическую службу предприятия (объединения)
задач и функций несет руководитель юридической службы.
5.2 Степень ответственности других работников юридической службы предприятия
(объединения) устанавливается соответствующими должностными инструкциями.
|