СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА (ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ)
Утверждена
приказом Минстройархитектуры
от 08.07.2005 N 161
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
(ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ)
Представляемый к рассмотрению документ должен состоять из семи разделов:
1. Резюме.
Раздел отражает основную идею и обобщает основные выводы и результаты по
разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной
форме изложить суть бизнес-плана. Приводится информация о технологической
новизне проекта (при наличии), его социальной значимости, сводные показатели по
проекту, в том числе технико-экономическую эффективность.
2. Характеристика организации.
Содержит историю развития организации, численность работающих, АУП,
показатели, характеризующие деятельность организации за последние 3 года (объем
производства и реализации, износ основных средств, в том числе активной части),
рентабельность, оценку финансового состояния и т.п., виды производимой продукции
(работ, услуг); характеристику рынка сбыта продукции, работ (услуг); долю
организации на рынке и тенденции развития, применяемые прогрессивные технологии
при производстве продукции.
3. Описание производимой продукции (работ, услуг).
Структурно раздел содержит подробную характеристику производимой продукции
(работ, услуг), приводится сравнение ее с продукцией конкурентов; анализируются
планы развития производства: назначение и виды (номенклатура) производимой
продукции (работ; услуг); наличие лицензионных и патентных прав на их
выполнение; соответствие стандартам; уровень технологического обеспечения
производства.
4. Продукция, намечаемая к освоению (модернизации).
Этот раздел бизнес-плана должен содержать описание новых видов продукции;
область применения, основные качественные характеристики и параметры
предлагаемой продукции (потребительские, сбытовые и функциональные),
определяющие ее конкурентоспособность по сравнению с аналогичной продукцией
конкурентов; соответствие международным и национальным стандартам качества;
контроль качества; требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
наличие патентов, лицензий, сертификатов; сведения о новизне технических и
технологических решений, потребительских свойств. Приводится план мероприятий по
усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.
5. Оценка конкурентов и конкурентной среды.
Данный раздел содержит: оценку сильных и слабых сторон конкурентов; анализ
показателей деятельности конкурентов-производителей аналогичной продукции,
тенденцию спроса на продукцию данного вида, емкость рынка (т.е. максимально
возможный объем сбыта продукции, количество потребителей, объемы, приходящиеся
на отдельных потребителей, их географическая концентрация); сведения о
потенциальных потребителях продукции; диапазоны изменения цен на продукцию; пути
продвижения продукции на внешние рынки; меры по поддержанию или повышению имиджа
организации; политика ценообразования.
6. Стратегия маркетинга.
В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж
продукции, основанные на анализе рынков сбыта, вырабатывается стратегия
маркетинга. Анализ рынков должен включать: общую характеристику рынков, на
которых планируется сбыт товаров (услуг) организации, оценку их размера; долю
организации на разных рынках; оценку возможностей конкурентов и основные данные
о выпускаемой ими продукции; технологическое и финансовое состояние
конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции (работ,
услуги); преимущества организации перед конкурентами. Кроме того, в разделе
отражается: стратегия сбыта, нацеленная на увеличение доли рынка, расширение
существующего, продвижение на новые рынки и т.д., расчет и обоснование цены с
учетом соответствующего законодательства; обоснование правильности выбора
стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств
продукции - новизны, качества и т.д.); тактика по реализации продукции на рынке;
оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе; обоснование затрат
на маркетинг и рекламу; план мероприятий по продвижению продукции на рынки;
включая основные этапы их реализации.
7. Финансовый план.
В данном разделе приводятся: расчет необходимых объемов инвестиций:
формирование прибыли; определение источников финансирования инвестиций; график
достижения безубыточности; расчет денежных потоков, возможности возврата
кредитов.
Расчет необходимых объемов инвестиций: определяется потребность финансовых
средств для реализации отдельно каждого мероприятия. Определяются все источники
доходов организации: прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей
реализации и внереализационные доходы, амортизационные отчисления, выручка от
реализации излишних основных средств, от сдачи в аренду основных средств,
заемные средства; выполняется прогнозирование денежных потоков в двух вариантах:
до реализации мероприятий и при его осуществлении. Прогнозирование производится
исходя из притока денежных средств от операционной (производственной),
инвестиционной и финансовой деятельности организации и их оттоков по годам
реализации проекта.
Руководитель организации ___________________ (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер (экономист) ______________ (Ф.И.О.)
М.П.
|