Главная

Вид документа

Правовые ресурсы

Контакты

 

Новые правовые акты


Правовые новости


ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ (ДЛЯ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА АВТОТРАНСПОРТА)

____________________________________________________________________
                     (наименование предприятия)

УТВЕРЖДЕНА        либо           УТВЕРЖДАЮ
приказом от                      Руководитель (заместитель
N ________________               руководителя, главный
__________________               инженер) предприятия
                                 ___________   _____________________
                                  (подпись)     (фамилия, инициалы)
                                               _____________________
                                                       (дата)

                                   ИНСТРУКЦИЯ
                     ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Разработана и утверждена с участием профсоюза(ов)
(протокол заседания профкома от _____________, N __________)

                             от _____________, N __________)

                        1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1.1. К управлению автомобилями  допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
медицинское  освидетельствование, инструктажи  и  проверку  знаний  по  вопросам
охраны труда, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем
соответствующей категории и талон к нему.
    1.2. К управлению  автомобилями  для  перевозки  опасных  грузов допускаются
лица,  имеющие  непрерывный  стаж  работы по профессии "водитель автомобиля"  не
менее 3 лет, прошедшие специальную подготовку,  стажировку  и проверку знаний на
допуск  к  самостоятельной  работе  и  получившие  свидетельство  установленного
образца.
    1.3. Работники проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже
одного раза в 3 месяца, ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.
    Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов, проходят переподготовку -
не реже одного раза в 3 года.
    1.4. Водители должны выполнять требования Правил дорожного движения и Правил
внутреннего трудового распорядка.
    1.5. Водителю запрещается:
    1.5.1.  управлять  автомобилем  в случае нахождения в состоянии алкогольного
опьянения  либо  под  воздействием  наркотических  средств  и  психотропных  или
токсических  веществ,  а  также  употреблять   их   после  дорожно-транспортного
происшествия до проверки в установленном порядке;
    1.5.2. управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, а также
в  состоянии  под  воздействием  лекарственных  препаратов,  снижающих  быстроту
реакции и внимание,
    1.5.3. передавать управление автомобилем лицам,  не имеющим удостоверения на
право управления автомобилем данной категории (кроме случаев обучения вождению);
    1.5.4. пользоваться средствами радио- и телефонной  связи  во время движения
автомобиля (за исключением водителей специальных автомобилей);
    1.5.5. осуществлять движение на автомобиле при неисправных рабочей тормозной
системе,  рулевом  управлении,  сцепном  устройстве (в составе автопоезда),  при
негорящих (отсутствующих) фарах, стоп-сигналах  и  задних  габаритных  огнях  на
дорогах  без  искусственного  освещения  в  темное  время  суток  или в условиях
недостаточной видимости, при недействующих стеклоочистителях во время  дождя или
снегопада;
    1.5.6.  распивать спиртные напитки, употреблять наркотические и психотропные
или токсические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
    1.5.7. использовать автомобиль в личных целях без разрешения нанимателя;
    1.5.8. отдыхать  и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его
для обогрева кабины на  стоянках,  а также применять устройства с открытым огнем
для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.
    1.6.  В  процессе  работы  на  водителей   автомобиля  возможно  воздействие
следующих опасных и вредных производственных факторов:
    1.6.1. движущиеся машины и механизмы, перевозимые грузы;
    1.6.2. повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    1.6.3. повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    1.6.4. вредные вещества (этилированный бензин,  антифриз  и др.), с которыми
водитель находится в контакте при обслуживании автомобиля;
    1.6.5. стесненные условия работы при ремонте и регулировке  узлов  и  систем
автомобиля;
    1.6.6.  опасные  зоны  (вблизи  котлованов,  траншей  и  других перепадов по
высоте, мест над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными  кранами
и тому подобные);
    1.6.7. возможность возникновения пожара, как при движении автомобиля,  так и
при   его   ремонте   в   связи   с  использованием  в  качестве  топлива  легко
воспламеняющихся жидкостей;
    1.6.8. повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте,
    1.6.9. недостаточная освещенность рабочей зоны;
    1.6.10. эмоциональные перегрузки, монотонность труда.
    1.7. Водители в соответствии с  типовыми  нормами  бесплатной выдачи средств
индивидуальной защиты обеспечиваются:

-------------------------------------------------------------
|N  |Наименование средств индивидуальной защиты|Срок носки в|
|п/п|                                          |месяцах     |
-------------------------------------------------------------
|1  |Костюм хлопчатобумажный                   |12          |
-------------------------------------------------------------
|2  |Ботинки кожаные                           |12          |
-------------------------------------------------------------
|3  |Рукавицы хлопчатобумажные с накладками    |1           |
-------------------------------------------------------------
|4  |Халат хлопчатобумажный вместо костюма     |12          |
|   |хлопчатобумажного                         |            |
-------------------------------------------------------------
----------------------------------------------
|при работе на автобусе и легковом автомобиле|
----------------------------------------------
------------------------------------------------------
|5|Перчатки хлопчатобумажные при работе на автобусе|6|
| |и легковом автомобиле                           | |
------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------
|дополнительно на наружных работах зимой и при управлении|
|автомобилем с неотапливаемой кабиной:                   |
----------------------------------------------------------
------------------------------------------------------
|6|Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке|36|
------------------------------------------------------
|7|Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке |36|
------------------------------------------------------
|8|Ботинки кожаные утепленные                     |24|
------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------
|дополнительно при постоянной перевозке пылящих грузов|
-------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------
|9 |Комбинезон из пыленепроницаемой ткани вместо    |12       |
|  |костюма хлопчатобумажного                       |         |
---------------------------------------------------------------
|10|Ботинки пыленепроницаемые вместо ботинок кожаных|12       |
---------------------------------------------------------------
|11|Наголовник                                      |12       |
---------------------------------------------------------------
|12|Респиратор                                      |до износа|
---------------------------------------------------------------
|13|Очки защитные                                   |до износа|
---------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------
|дополнительно при работе на автомобиле, работающем на|
|этилированном бензине                                |
-------------------------------------------------------
---------------------------------------------
|14|Фартук резиновый с нагрудником|дежурный |
---------------------------------------------
|15|Нарукавники хлорвиниловые     |дежурные |
---------------------------------------------
|16|Перчатки резиновые            |до износа|
---------------------------------------------
-------------------------------------------------------
|дополнительно при работе на автомобиле, оборудованном|
|телескопической вышкой, гидроподъемником и т п .     |
-------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------
|17|Каска защитная                                  |до износа|
---------------------------------------------------------------
|18|Рукавицы двупалые утепленные                    |12       |
---------------------------------------------------------------
|19|Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке |36       |
---------------------------------------------------------------
|20|г Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке|36       |
---------------------------------------------------------------

    Водители,  занятые  на  вывозе  леса, в соответствии с типовыми  отраслевыми
нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты обеспечиваются:

------------------------------------------------------------------
|N  |Наименование средств индивидуальной защиты     |Срок носки в|
|п/п|                                               |месяцах     |
------------------------------------------------------------------
|1  |Костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей    |12          |
|   |пропиткой                                      |            |
------------------------------------------------------------------
|2  |Сапоги кирзовые с защитным носком              |12          |
------------------------------------------------------------------
|3  |Рукавицы комбинированные                       |до износа   |
------------------------------------------------------------------
|4  |Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке|36          |
------------------------------------------------------------------
|5  |Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке |36          |
------------------------------------------------------------------
|6  |Валяная обувь                                  |48          |
------------------------------------------------------------------
|7  |Галоши на валяную обувь                        |24          |
------------------------------------------------------------------
|8  |Каска защитная                                 |24          |
------------------------------------------------------------------
|9  |Подшлемник хлопчатобумажный                    |12          |
------------------------------------------------------------------

    1.8. Работники обязаны правильно  использовать  предоставленные  им средства
индивидуальной  защиты, а в случае их отсутствия ставить в известность  об  этом
непосредственного руководителя работ.
    1.9. Работники  обязаны  не  отвлекаться  на  разговоры  во  время  движения
автомобиля.
    1.10.  При  прохождении  и  проезде  по территории организации, строительной
площадки и других объектов следует пользоваться  только установленными проходами
и проездами. Не допускается стоять и проходить под поднятым грузом.
    1.11. При выезде на линию водитель должен иметь  при  себе  удостоверение на
право  управления  автомобилем  данной категории и талон к нему, регистрационные
документы   на  транспортное  средство,   путевой   лист,   товарно-транспортные
документы.  При   перевозке   опасных   грузов  дополнительно:  свидетельство  о
подготовке водителей транспортных средств, выполняющих перевозку опасных грузов,
свидетельство о допуске к перевозке транспортных  средств,  перевозящих  опасные
грузы,  аварийную  карточку  системы  информации  об  опасности,  бланк маршрута
перевозки  опасного  груза,  согласованный  с  территориальными  подразделениями
Государственной  автомобильной инспекции Министерства внутренних дел  Республики
Беларусь, удостоверение о проверке знаний по охране труда, безопасности движения
и безопасной перевозке опасных грузов.
    1.12. Работники  обязаны  немедленно сообщать непосредственному руководителю
работ  или  другому  уполномоченному   должностному  лицу  нанимателя  обо  всех
происшедших с ними дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях.
    1.13.  Работники  должны  уметь оказывать  первую  помощь  потерпевшему  при
несчастном случае, знать и соблюдать правила личной гигиены.
    1.14.  За  невыполнение  требований   настоящей  инструкции  работник  несет
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

                 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. Проверить исправность средств индивидуальной  защиты,  необходимых  для
выполнения  работы.  Надеть  специальную  одежду,  специальную  обувь  и  другие
средства индивидуальной защиты.
    2.2.  Перед  выездом  на линию проверить внешний вид и техническое состояние
автомобиля,  а также выполнение  назначенного  для  него  накануне  технического
обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации).
    2.3. Следует  проверить  исправность  систем,  агрегатов,  приборов, узлов и
деталей автомобиля, влияющих на безопасность движения, в том числе:
    2.3.1. двигателя, рулевого управления, тормозной системы;
    2.3.2. подвески, колес и шин;
    2.3.3.  зеркал  заднего  вида,  стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей
ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;
    2.3.4. приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
    2.3.5. спидометра, тахографа противоугонных устройств;
    2.3.6. замков дверей кузова или кабины, приводов управления дверями, запоров
бортов грузовой платформы;
    2.3.7. запоров горловин цистерн и пробок топливных баков;
    2.3.8. механизма регулировки положения сиденья водителя;
    2.3.9.  тягово-сцепного  и опорно-сцепного  устройств  тягача  и  прицепного
звена, страховочных тросов(цепей);
    2.3.10.   газовой  аппаратуры,   газопроводов   и   соединений,   проветрить
подкапотное пространство у автомобиля, работающем на газе;
    2.3.11. проблескового  маячка  оранжевого  цвета  у автомобиля, перевозящего
опасные грузы классов I, II, III,VII.
    2.4.   Проверить   комплектность   автомобиля.   Автомобиль    должен   быть
укомплектован:
    2.4.1. набором исправных инструментов и приспособлений;
    2.4.2. домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата,
размером равным двух - трехкратной площади пяты домкрата;
    2.4.3.   не   менее  чем  двумя  противооткатными  упорами  (башмаками)  для
подкладывания под колеса;
    2.4.4. медицинской аптечкой;
    2.4.5. знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
    2.4.6. огнетушителем.
    2.5. Автобусы и  грузовые  автомобили,  предназначенные для перевозки людей,
комплектуются двумя огнетушителями: один находится в кабине водителя, а второй -
в кузове автомобиля.
    2.6.  Грузовые  автомобили,  направляемые  в   дальний  рейс,  дополнительно
снабжаются   металлическими   подставками   (козелками),   лопатой,    буксирным
приспособлением, а в зимнее время - цепями противоскольжения.
    2.7. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.
    2.8.  Ознакомиться  с условиями работы на линии и особенностями перевозимого
груза.
    2.9.  При проверке технического  состояния  автомобиля  выполнять  следующие
требования:
    2.9.1. проверку производить при заторможенных колесах;
    2.9.2.  осмотр  автомобиля в темное время суток производить с использованием
переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не
выше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием;
    2.9.3. перед испытанием  и  опробованием  тормозов  на  стенде принять меры,
исключающие скатывание автомобиля с валиков стенда;
    2.9.4.  испытание  и  опробование  тормозов на ходу проводить  на  площадке,
размеры  которой  должны  исключать  возможность  наезда  автомобиля  на  людей,
строения и тому подобное в случае отказа тормозов;
    2.9.5. перед регулировкой тормозов  после  их  проверки полностью остановить
автомобиль, поставить противооткатные упоры и выключить  двигатель,  убедиться в
том, что лица, производящие регулировку, находятся в безопасной зоне.
    2.10.  Не допускается эксплуатация автомобиля при обнаружении неисправностей
и некомплектности.
    2.11. Получить  у  лица,  ответственного  за  выпуск  автомобилей  на линию,
путевой  лист  с  отметками  о  технической исправности автомобиля и прохождении
предрейсового  медицинского осмотра,  указанием  маршрута  следования  и  режима
работы водителя,  а  при перевозке опасного груза дополнительно - бланк маршрута
перевозки  опасного  груза,  согласованный  с  территориальными  подразделениями
Государственной автомобильной  инспекции  Министерства внутренних дел Республики
Беларусь.

                   3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1.  Перед  пуском двигателя затормозить  автомобиль  стояночным  тормозом,
рычаг переключения  передач  поставить  в  нейтральное  положение, в автомобиле,
подключенном к системе подогрева, отключить и отсоединить элементы подогрева.
    3.2.   Пуск   двигателя   автомобиля   производить   при  помощи   стартера.
Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.
    3.3. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой  необходимо соблюдать
следующие требования:
    3.3.1. пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
    3.3.2. не брать рукоятку в обхват;
    3.3.3.  при  регулировке  угла  опережения  зажигания устанавливать  позднее
зажигание;
    3.3.4. не применять рычагов и усилителей, действующих  на  пусковую рукоятку
или храповик коленчатого вала;
    3.3.5.  не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих  на  это
право (грузчиков, агентов, пассажиров и др.).
    3.4. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.
    3.5. Для  подогрева  двигателя  и  системы  питания  автомобиля,  устранения
ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух,  воду и
пар. Во избежание пожара запрещается пользоваться открытым огнем.
    3.6. Вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленных ограничений
и   обеспечивающей  безопасность  движения  автомобиля,  учитывая  интенсивность
движения,  особенности  и  состояние автомобиля и перевозимого груза, дорожные и
метеорологические условия (в частности, видимость в направлении движения).
    3.7. При возникновении препятствия  или  опасности  для  движения немедленно
принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автомобиля.
    3.8. Остановку и стоянку автомобиля производить на обочине по правой стороне
дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться  на ней - у края
проезжей части.
    3.9.    Оставляя    автомобиль,   необходимо   принять   меры,   исключающие
самопроизвольное движение автомобиля или использование его другими лицами:
    3.9.1. выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
    3.9.2.  установить  рычаг  переключения  передач  в  нейтральное  положение,
затормозить   стояночным   тормозом,    установить    под    колеса   автомобиля
противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
    3.9.3.  при  остановке  и стоянке на неосвещенных участках дороги  в  темное
время суток или в других условиях  недостаточной видимости включить габаритные и
стояночные огни;
    3.9.4. перед выходом из кабины на  проезжую  часть  убедиться  в  отсутствии
движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
    3.10.  Перевозить  людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой
или с кузовом-фургоном,  оборудованном  сиденьями, закрепленными на высоте 0,3 -
0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего  края  борта  с  прочными спинками, в
количестве,  не  превышающем  количества  оборудованных  для  сидения   мест,  и
скоростью не более 60 км/ч.
    3.11.  Не  допускается  перевозка  людей в кузове тягача прицепа и прицепной
тележки, а также детей в кузове грузового  автомобиля  с бортовой платформой и в
кузове-фургоне.
    3.12. Перед поездкой на грузовом автомобиле проинструктировать  пассажиров о
порядке  посадки  в  кузов, размещения и высадки. Начинать движение, убедившись,
что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
    3.13.  Осуществлять   посадку  и  высадку  пассажиров  только  после  полной
остановки автомобиля, а начинать  движение  только  с  закрытыми  дверьми  и  не
открывать их до полной остановки.
    3.14.  Не допускается движение автомобиля при нахождении людей на подножках,
крыльях, бамперах,  бортах,  не  дозволяется  выпрыгивать  из  кабины или кузова
автомобиля.
    3.15.   Пользоваться  только  установленными  проездами  и  переездами.   Не
допускается пересекать  железнодорожные  пути  в неустановленных местах, а также
ставить автомобиль на железнодорожных путях или двигаться по ним.
    3.16.  При  приближении  к переезду снижать скорость  и  переезжать  его  со
скоростью не более 5 км/ч, предварительно  убедившись  в полной безопасности для
движения.
    3.17. При постановке автомобиля под погрузочно-разгрузочные  работы  принять
меры, предупреждающие самопроизвольное движение.
    3.18.  Перед подачей автомобиля назад убедиться, что его никто не объезжает,
а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
    3.19. Перед  началом  движения задним ходом в условиях недостаточного обзора
(из-за  груза  в  кузове,  при   выезде   из   ворот   и  т.п.)  потребовать  от
грузоотправителя, грузополучателя выделить работника для организации безопасного
движения автомобиля.
    3.20. Не допускается движение задним ходом и маневрирование  автомобиля  без
предварительной подачи звукового сигнала, при открытой двери кабины (кузова).
    3.21.  Погрузка  и  разгрузка грузов, крепление их и тентов на автомобиле, а
также  открывание  и  закрытие   бортов   автомобиля,   полуприцепа   и  прицепа
осуществляются  силами  и  средствами  грузоотправителей,  грузополучателей  или
специализированных   организаций   под  руководством  лица,  ответственного   за
безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.
    3.22. После погрузки грузов и крепления  их  на автомобиле грузоотправителем
проверить  соответствие  укладки  и  надежность  крепления  груза  и  тентов  на
автомобиле,  а  в случае обнаружения нарушений в укладке  и  креплении  груза  и
тентов потребовать  от лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-
разгрузочных работ, устранить их.
    3.23. При погрузке  строительных конструкций, оборудования и других грузов с
помощью грузоподъемных кранов  выйти  из кабины и находиться вне зоны возможного
падения фуза. При погрузке сыпучих грузов  с  помощью  экскаваторов  допускается
оставаться в кабине только при наличии специального козырька над кабиной.
    3.24.  При  доставке  груза  на  строительные  площадки  получить разрешение
мастера  или прораба на разгрузку. При этом необходимо уточнить  схему  движения
автомобиля на территории стройплощадки, место и способ разгрузки.
    3.25.  Находясь  на  территории  стройплощадки, переходить с одного места на
другое только по пешеходным дорожкам,  трапам  или  настилам вдали от источников
повышенной опасности (грузоподъемных механизмов, работ на высоте, энергетических
установок и проводов электроснабжения и др.).
    3.26. При работе на автопоездах сцепку автопоезда,  состоящего из автомобиля
и прицепов, производить с привлечением рабочего-сцепщика и лица, координирующего
работу, при этом подавать автомобиль назад следует самым  малым  ходом, выполняя
команды координирующего лица.
    3.27.  В  исключительных  случаях  сцепку  разрешается  производить   одному
водителю при соблюдении следующих условий:
    3.27.1. затормозить прицеп ручным тормозом;
    3.27.2. проверить состояние буксирного устройства;
    3.27.3. подложить упоры под задние колеса прицепа;
    3.27.4. произвести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических
и  электрических  систем  автомобиля  и прицепа, а также крепление страховочного
троса (цепей) на прицепах, не имеющих автоматических устройств.
    3.28.  Перед началом движения задним  ходом  зафиксировать  поворотный  круг
прицепа стопорным устройством.
    3.29. Сцепку и расцепку производить только на ровной горизонтальной площадке
с твердым покрытием.
    3.30. При сцепке полуприцепа выполнять следующие требования:
    3.30 1. перед сцепкой убедиться в том, что сцепное устройство, шкворень и их
крепления исправны,  полуприцеп  заторможен  стояночным тормозом, передняя часть
полуприцепа располагается так, что при сцепке  передняя  кромка  опорного  листа
попадает на салазки или на седло;
    3.30.2. борта полуприцепа должны быть закрыты;
    3.30.3.  соединительные шланги и электрические провода должны быть подвешены
при помощи стяжной  пружины  на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не
мешали сцепке.
    3.31.  Не  допускается  грузить   автомобиль,   прицепы   и   тележки  сверх
установленных габаритов и грузоподъемности.
    3.32. Запрещается тягачами транспортировать более двух тележек.
    3.33.  Подавать  звуковой  сигнал  в  случаях,  когда  это  необходимо   для
предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:
    3.33.1. при въезде и выезде из ворот организации, склада;
    3.33.2.  в  начале  движения  с  места,  если в кузове или вблизи автомобиля
находятся люди;
    3.33.3. при движении задним ходом;
    3.33.4. в местах ограниченной видимости;
    3.33.5. во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
    3.34. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.
    3.35. В целях предотвращения возникновения пожара запрещается:
    3.35.1. допускать скопление на двигателе,  его  картере,  выпускной  трубе и
глушителе грязи и масла;
    3.35.2.  оставлять  в  кабине  и на двигателе загрязненные маслом и топливом
использованные обтирочные материалы;
    3.35.3. эксплуатировать неисправные приборы системы питания автомобиля;
    3.35.4. применять для мытья двигателя  бензин и другие легковоспламеняющиеся
жидкости;
    3.35.5. при неисправности топливной системы  подавать  бензин  в  карбюратор
непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
    3.35.6.  курить  в  непосредственной  близости  от  приборов системы питания
двигателя;
    3.35.7.   пользоваться   открытым   огнем   при  определении  и   устранении
неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
    3.35.8. во время стоянки отдыхать или спать в кабине или закрытом кузове при
работающем двигателе.
    3.36.   Заправку   автомобиля   производить  в  соответствии   с   правилами
безопасности, установленными для заправочного пункта.
    3.37. Перед заправкой автомобиля  необходимо остановить двигатель, выключить
зажигание,  при  заправке  автомобиля  газовым  топливом  закрыть  магистральный
вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).
    3.38. На заправочном пункте не допускается:
    3.38.1. курить и пользоваться открытым огнем;
    3.38.2. проводить ремонтные работы; и
    3.38.3. заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
    3.38.4. нахождение пассажиров в кабине, салоне, кузове.
    3.39. Во избежание дорожно-транспортного происшествия запрещается движение:
    3.39.1.  с  неисправным  рулевым  управлением   и   недействующей  тормозной
системой;
    3.39 2. с неисправным сцепным устройством (в составе поезда);
    3.39.3.  с  негорящими фарами и задними габаритными огнями  в  темное  время
суток на дорогах  без  искусственного  освещения  или  в  условиях недостаточной
видимости;
    3.39.4. с неисправными стеклоочистителями.
    3.40.  Во  время  работы  пользоваться  выданными средствами  индивидуальной
защиты и своевременно ставить в известность непосредственного руководителя работ
о необходимости их химчистки, стирки, сушки, ремонта и обезвреживания.

                    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ И
                       ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ

    4.1.  Принимать  участие  в  ремонте и техническом  обслуживании  автомобиля
только при соответствии своей квалификации  характеристике выполняемых работ или
наличии  соответствующей  смежной  профессии  и с  разрешения  непосредственного
руководителя работ.
    4.2.  Перед началом работ необходимо пройти  соответствующий  инструктаж  по
охране  труда,   ознакомиться   с  технологической  документацией  на  ремонт  и
техническое  обслуживание,  эксплуатационными   документами  завода-изготовителя
автомобиля.
    4.3. Во избежание несчастного случая запрещается выполнять работы повышенной
опасности без прохождения специального обучения и  проверки  знаний  по вопросам
охраны труда, в том числе:
    4.3.1.     по    обработке    материалов    на    металлообрабатывающих    и
деревообрабатывающих станках, абразивным и эльборовым инструментом;
    4.3.2.  аккумуляторные,  вулканизационные,  кузнечно-прессовые,  окрасочные,
сварочные, шиномонтажные работы;
    4.3.3.  с   применением   ручных   электрических   и  пневматических  машин,
гидравлических и электрических автомобильных подъемников,  электрических талей и
других грузоподъемных машин.
    4.4. При ремонте и техническом обслуживании автомобиля соблюдать  требования
безопасности,  установленные  в  соответствующих  инструкциях  по  охране труда,
технологической  документации  на  ремонт и техническое обслуживание автомобиля,
эксплуатационных документах завода-изготовителя автомобиля.
    4.5. Автомобиль подавать на посты  технического  обслуживания  и  ремонта  в
чистом и сухом состоянии.
    4.6.  Автомобили-цистерны  для  перевозки  легковоспламеняющихся  и  горючих
жидкостей, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов полностью очистить от
остатков названных продуктов.
    4.7.  Газобаллонные  автомобили перевести на бензин или дизельное топливо  и
проверить газовую систему питания на герметичность.
    4.8. Мойку автомобилей производить на специально отведенных постах мойки.
    4.9. Постановку на пост технического обслуживания и ремонта осуществлять под
руководством  должностного   лица,   ответственного   за  ремонт  и  техническое
обслуживание автомобилей.
    4.10.   После   постановки   автомобиля   на  напольный  пост   технического
обслуживания и ремонта:
    4.10.1.  надежно  закрепить  автомобиль  путем   установки   не  менее  двух
противооткатных упоров под колеса;
    4.10.2.  затормозить  стояночным  тормозом, при этом рычаг коробки  перемены
передач установить в нейтральное положение;
    4.10.3. на автомобилях с бензиновым  двигателем  выключить  зажигание,  а на
автомобилях  с  дизельным  двигателем перекрыть подачу топлива, выключить кнопку
массы автомобиля;
    4.10.4. на рулевое колесо  и дублирующее устройство для пуска двигателя (при
наличии такого устройства) вывесить  табличку  "Двигатель не запускать! Работают
люди!"
    4.11.  Слив  масла  и  воды  из агрегатов автомобиля  производить  только  в
специальную тару. Случайно пролитые горюче-смазочные материалы посыпать опилками
или сухим песком и удалить в специально отведенное место.
    4.12. Не работать под автомобилем,  находящимся  на  наклонной  плоскости. В
случае  крайней  необходимости  принять  все  меры,  обеспечивающие безопасность
работы:
    4.12.1. затормозить автомобиль;
    4.12.2. подложить под колеса противооткатные упоры;
    4.12.3. убрать ключ из замка зажигания, а кабину закрыть.
    4.13.  Перед  проведением  работ,  связанных  с  поворотом   коленчатого   и
карданного  валов,  дополнительно  проверить  выключение  зажигания  (перекрытие
подачи   топлива   для  дизельных  автомобилей),  нейтральное  положение  рычага
переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
    4.14. После выполнения  необходимых  работ автомобиль затормозить стояночным
тормозом. Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома и монтажной
лопатки.
    4.15. При снятии и установке агрегатов  (задних  и  передних мостов, рессор,
при  снятии  колес и тому подобного) под раму автомобиля установить  специальные
металлические козелки.
    4.16. Перед подъемом передней или задней части автомобиля домкратом:
    4.16.1. остановить двигатель;
    4.16.2. затормозить автомобиль стояночным тормозом;
    4.16.3. установить  под  неподнимаемые колеса противооткатные упоры в распор
не менее двух;
    4.16.4. удалить людей из салона (кузова), кабины; .
    4.16.5. закрыть двери.
    4.17.  При  вывешивании  автомобиля   на  грунтовой  поверхности  необходимо
выровнять место установки домкрата, положить  подкладку,  на  которую установить
домкрат. Не допускается устанавливать под домкрат случайные предметы.
    4.18.  Перед  вывешиванием автомобиля с помощью домкрата для  снятия  колеса
затормозить автомобиль  стояночным тормозом, включить первую передачу и положить
под  остальные  колеса  противооткатные   упоры  для  предотвращения  скатывания
автомобиля  при подъеме на домкрате, ослабить  затяжку  гаек  крепления  колеса,
после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.
    4.19. При  вывешивании автобуса с помощью домкрата для снятия колеса сначала
вывесить кузов,  затем  установить  под  него подставку (козелок) и только после
этого установить домкрат под специальное место  на  переднем  или заднем мосту и
вывесить колесо.
    4.20.  При  вывешивании  части  автомобиля, прицепа, полуприцепа  подъемными
механизмами (домкратами, талями и тому  подобными), за исключением стационарных,
вначале  подставить  под  поднимаемые  колеса  противооткатные  упоры,  вывесить
автомобиль,  подставить  под  вывешенную  часть   козелки   и  опустить  на  них
автомобиль.
    4.21.  Перед  вывешиванием задней оси расцепленного двухосного  прицепа  его
поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
    4.22. Не допускается:
    4.22.1. выполнять  какие-либо  работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, а
также  находиться  под  ними,  если  они  вывешены  только  на  одних  подъемных
механизмах, без установки специальной подставки (козелка);
    4.22.2. находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним
транспортных средств, оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
    4.22.3. подкладывать под вывешенный  автомобиль,  прицеп,  полуприцеп вместо
специальных  подставок  (козелков)  диски  колес,  кирпичи  и  прочие  случайные
предметы.
    4.23.  При  выполнении  работ  под  автомобилем  следует  размещаться  между
колесами  вдоль автомобиля, использовать лежаки, коврики или деревянные решетки,
применять защитные очки.
    4.24. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные
для этой цели металлические ящики с крышками.
    4.25.  Накачку   шин   сжатым  воздухом  производить  только  в  специальном
ограждении (клети), при этом  следует  убедиться,  что замочное кольцо полностью
легло  в  замковый  паз диска, а при выполнении этой операции  на  линии  класть
колесо замочным кольцом на землю.
    4.26. Накачку шин производить в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5
кг/кв.  см) с проверкой  положения  замочного  кольца,  затем  до  максимального
давления, предписываемого техническим паспортом автомобиля.
    4.27.  Для подъема, снятия и установки агрегатов, деталей и узлов автомобиля
массой более  15  кг  использовать  исправные  подъемно-транспортные  механизмы,
оборудованные специальными приспособлениями (захватами).
    4.28. Транспортирование агрегатов, деталей и узлов автомобиля массой боле 15
кг  производить  на специальных тележках, имеющих стойки и упоры, предохраняющие
агрегаты, детали и узлы от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.
    4.29.  Перед  снятием  узлов  и  деталей,  связанных  с  системами  питания,
охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить
из них топливо, масло  и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их
пролитие на пол.
    4.30.  Перед  началом   работы  по  ремонту  автомобиля,  установленного  на
осмотровой канаве:
    4.30.1. проверить правильность установки колес по отношению направляющих;
    4.30.2. поставить автомобиль  на  стояночный  тормоз  и  положить под колеса
противооткатные упоры;
    4.30.3.  убедиться  в  наличии  свободного  доступа  в  канаву,  исправности
лестницы и напольной решетки в канаве;
    4.30.4.  закрыть  все  бензобаки  огнеупорными  чехлами (перед производством
сварочных работ);
    4.30.5. надеть защитные очки.
    4.31. Снятие и установку рессор производить только  после предварительной их
разгрузки  от  массы кузова путем вывешивания кузова с установкой  козелков  под
него или раму автомобиля.  Проверку  совпадения  отверстия ушка рессоры и серьги
производить с помощью бородка или оправки.
    4.32.  Ремонт,  замену  подъемного  механизма  кузова  автомобиля-самосвала,
самосвального прицепа или долив в него масла производить  только после установки
под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего  возможность
падения или самопроизвольного опускания кузова.
    4.33. Не допускается:
    4.33.1.  работать  под  поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального
прицепа без специального дополнительного  упора,  а  также  с  поврежденными или
неправильно установленными упорами;
    4.33.2.  использовать  случайные  подставки и подкладки вместо  специального
упора;
    4.33.3. пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
    4.33.4.  производить  ремонтные  работы  под  поднятым  кузовом  автомобиля-
самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза.
    4.34.  При  проведении  ремонта  и технического  обслуживания  газобаллонных
автомобилей необходимо выполнять следующие требования:
    4.34.1. работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять с
помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования;
    4.34.2. герметичность газовой системы  питания  проверять  сжатым  воздухом,
азотом  или  инертными  газами  при  закрытых расходных и открытом магистральном
вентилях;
    4.34.3. при открывании и закрытии  магистрального  и  расходных  вентилей не
применять дополнительные рычаги;
    4.34.4.  газовое  оборудование  предохранять  от  загрязнения и механических
повреждений;
    4.34.5. агрегаты газовой аппаратуры снимать после их  остывания (температура
поверхности деталей должна быть не выше + 60 град. C);
    4.34.6.  не  допускать  скручивания,  сплющивания  и перегибания  шлангов  и
трубок, использования замасленных шлангов, подтягивания  резьбовых  соединений и
снятия  с автомобиля деталей газовой аппаратуры и газопроводов, находящихся  под
давлением.
    4.35.  Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом проверить нет
ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного
насоса и т.д.)  течи  и  при  наличии  устранить  ее, промыть систему охлаждения
чистой водой.
    4.36. Принять меры, исключающие попадание в антифриз нефтепродуктов (бензин,
дизельное топливо, масло и т.п.).
    4.37.  Заправку системы охлаждения двигателя антифризом  производить  только
при помощи специальной  тары  (ведро  с  носиком,  бачок, воронка), очищенной от
твердых осадков, ржавчины, остатков нефтепродуктов,  промытой щелочным раствором
и пропаренной, имеющей надпись "Только для антифриза".  После заправки тщательно
вымыть руки водой с мылом.

                5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    5.1.   При   возникновении  в  пути  неисправностей  автомобиля   немедленно
прекратить движение,  установить  позади автомобиля знак аварийной остановки или
мигающий красный фонарь на расстоянии  не менее 15 м от транспортного средства в
населенных пунктах и 40 м вне населенных  пунктов,  принять  меры  по устранению
неисправностей.
    5.2.   При  устранении  неисправностей  соблюдать  требования  безопасности,
установленные   для   ремонта  и  технического  обслуживания  в  соответствующих
инструкциях  по  охране  труда,   технологической   документации   на  ремонт  и
техническое   обслуживание   автомобиля,   эксплуатационных  документах  завода-
изготовителя автомобиля.
    5.3. Не допускается привлекать к ремонту автомобиля на линии лиц, не имеющих
на это права (грузчиков, сопровождающих, пассажиров и др.).
    5.4.  При отсутствии необходимых приспособлений  и  инструмента  производить
ремонт  запрещается,   необходимо  следовать  к  месту  стоянки  или  ремонта  с
соблюдением необходимых  мер  предосторожности,  а  при  невозможности  движения
сообщить в организацию.
    5.5.   При   появлении  во  время  движения  запаха  автомобильного  топлива
немедленно остановить  автомобиль,  выявить причину появления запаха и устранить
ее.
    5.6. При обнаружении в пути утечки  газа  необходимо  немедленно  остановить
двигатель,  закрыть все вентили и принять меры к устранению неисправности,  если
это возможно, или сообщить в организацию.
    5.7. При  возникновении  пожара  на  автомобиле  немедленно  остановить его,
заглушить  двигатель,  выключить  зажигание,  отключить массу, перекрыть  подачу
топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.
    5.8.  В  случае  возникновения  пожара  в зоне стоянки  автомобилей  или  на
территории предприятия эвакуировать автомобиль  в  соответствии  с разработанным
планом эвакуации.
    5.9. При несчастном случае следует немедленно принять необходимые  меры  для
оказания   потерпевшему   первой   помощи,   доставки  потерпевшего  в  лечебное
учреждение,  сообщить  в  Государственную автомобильную  инспекцию  Министерства
внутренних дел Республики Беларусь о дорожно-транспортном происшествии.

                 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    6.1. После прибытия с линии произвести проверку автомобиля.
    6.2. Обо всех обнаруженных  неисправностях, поломках и повреждениях сообщить
механику   гаража   или  диспетчеру  (лицу,   ответственному   за   эксплуатацию
автотранспорта) При необходимости составить заявку на текущий ремонт.
    6.3. Сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.
    6.4. Перед постановкой  газобаллонного  автомобиля  на  стоянку  в  закрытое
помещение  перекрыть  расходные  вентили, выработать газ из системы питания  (до
полной  остановки  двигателя),  после   чего  перекрыть  магистральный  вентиль,
включить  подачу бензина (дизельного топлива)  и  произвести  заезд  на  бензине
(дизельном топливе).
    6.5. После  постановки  газобаллонного  автомобиля  на  открытую стоянку, не
выключая двигатель, перекрыть расходные вентили, выработать весь газ из системы,
затем перекрыть магистральный вентиль.
    6.6. Во всех случаях после постановки автомобиля на место  стоянки выключить
зажигание  (подачу  топлива)  и  отключить  массу  (если  имеется  выключатель),
затормозить автомобиль стояночным тормозом.
    6.7.  В  холодное  время года при постановке автомобиля на открытую  стоянку
слить воду из системы охлаждения автомобиля.
    6.8. Привести в порядок рабочее место.
    6.9.  После окончания  всех  работ  снять  средства  индивидуальной  защиты,
поместить их  в  место  хранения,  вымыть  руки и лицо теплой водой с мылом, при
возможности принять душ.

_______________       _______________       ______________________
Руководитель             (подпись)            (фамилия, инициалы)
подразделения-
разработчика

Согласовано

Начальник отдела      _______________       ______________________
охраны труда             (подпись)            (фамилия, инициалы)
_________________     _______________       ______________________

_________________     _______________       ______________________










c 2006 г. obrazec.narod.ru

Реклама


Реклама

Деловая Москва

Правосудие

Финансовый Российский Портал

Ру-строй. Строительный портал

Юридическая консультация

Новости Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Регионы России

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru

Новости России


Hosted by uCoz
/p>


Hosted by uCoz


Hosted by uCoz
/p>


Hosted by uCoz