Главная

Вид документа

Правовые ресурсы

Контакты

 

Новые правовые акты


Правовые новости


ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ


                                   ИНСТРУКЦИЯ
                     ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

                        1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1.1.  К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие
медицинское  освидетельствование,  обучение  (курсы),  и  имеющие удостоверение,
выданное Госавтоинспекцией на право управления автомобилем данной категории.
    1.2.  Водители  допускаются  к  выполнению  работ  только после  прохождения
вводного  инструктажа  и  первичного  инструктажа  на  рабочем   месте,  который
проводится  повторно  не реже одного раза в 3 месяца и внепланового  при  каждом
изменении работы. Вновь  принятые  на работу водители должны пройти стажировку в
течение 6 - 10 смен для усвоения приемов  труда с последующей, а затем ежегодной
проверкой знаний по вопросам охраны труда.
    1.3.  Водители должны выполнять требования  "Правил  дорожного  движения"  и
правил внутреннего трудового распорядка.
    1.4. Водителю запрещается:
    -  управлять   автомобилем   в  болезненном  состоянии,  при  переутомлении,
алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения;
    - употребление спиртных напитков  в  рейсе,  в  местах  отдыха  и  работы на
трассе;
    - передавать управление автомобилем другим лицам, использовать автомобиль  в
личных целях без разрешения нанимателя;
    -  отдыхать  и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для
обогрева кабины на длительных стоянках;
    - устранять неисправности  под  поднятым кузовом самосвала, если отсутствуют
упорные устройства под кузов.
    1.5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
    1.6.  Водитель  при  назначении  на  работу  должен  получить  у  нанимателя
инструкцию по охране труда, инструкцию по  эксплуатации  автомобиля, технический
паспорт и средства индивидуальной защиты.
    1.7. В процессе работы на водителя автомобиля возможно воздействие следующих
факторов:
    - движущиеся машины и механизмы;
    - перевозимые и складируемые грузы;
    - повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
    - повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    -   в   процессе   работы  на  автомобиле  контакт  с  вредными  веществами:
этилированным бензином, антифризом, выхлопными газами и другими;
    -  движущиеся  части  механизмов,   электропровода   и   токоведущие   части
электроприборов автомобиля;
    -  работа  в  стесненных  условиях  при ремонте и регулировке узлов и систем
автомобиля;
    - работа автомобиля в опасных зонах при  погрузке  и  разгрузке  материалов,
конструкций  и оборудования, перемещение автомобиля вблизи котлованов,  траншей,
энергетических систем и других опасных производственных объектов;
    - возможность  возникновения  пожара, как при движении автомобиля, так и при
его ремонте в связи с использованием  в  качестве топлива легко воспламеняющихся
жидкостей;
    - шум, вибрация, недостаточная освещенность.
    1.8. Водитель должен быть внимательным  и  аккуратным  во  время  выполнения
работы; не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.
    1.9.  Не  допускается  касаться находящихся в движении частей механизмов,  а
также электропроводов и токоведущих частей электроприборов.
    1.10.  При  прохождении  и   проезде   по   территории  предприятия  следует
пользоваться только установленными проходами и проездами.
    1.11. Не допускается стоять и проходить под поднятым грузом.
    1.12. При выезде на линию иметь при себе:
    - удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;
    - регистрационные документы на транспортное средство;
    - путевой или маршрутный лист.
    1.13. Водителю в зависимости от условий работы  должны  быть выданы средства
индивидуальной защиты:
    -  костюм  хлопчатобумажный,  ботинки  кожаные, рукавицы хлопчатобумажные  с
накладками;
    - на наружных работах зимой, при управлении автомобилем, тягачем, автокраном
и т.д. с неотапливаемой кабиной куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке,
брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке, ботинки кожаные утепленные;
    -  при  работе на автомобиле лесовозе костюм  из  хлопчатобумажной  ткани  с
водоотталкивающей пропиткой вместо костюма хлопчатобумажного;
    - при постоянной  перевозке пылящих грузов, угля, песка и сажи дополнительно
комбинезон из пыленепроницаемой  ткани вместо костюма хлопчатобумажного, ботинки
пыленепроницаемые вместо ботинок кожаных, наголовник, респиратор, очки защитные.
    При работе на автобусе и легковом автомобиле выдаются:
    -  халат  хлопчатобумажный  вместо   костюма   хлопчатобумажного,   перчатки
хлопчатобумажные.
    Водителям  всех  автомобилей,  работающих на этилированном бензине, на время
работы на линии дополнительно выдаются:
    -   фартук  резиновый  с  нагрудником,   перчатки   резиновые,   нарукавники
хлорвиниловые.
    При  работе   на   автомобиле   лесовозе,   оборудованном  манипулятором,  и
автомобиле,  оборудованном  телескопической  вышкой,   гидроподъемником  и  т.п.
дополнительно:
    - каска защитная, рукавицы двупалые утепленные, куртка  хлопчатобумажная  на
утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.
    1.14. Водители должны знать и соблюдать правила личной гигиены.
    1.15.  Водители  должны  уметь  оказывать  первую  помощь  пострадавшему при
несчастном случае.
    1.16. Водитель является ответственным за соблюдение требований  охраны труда
всеми  лицами,  находящимися  на автомобиле, и обязан требовать выполнения  этих
требований от всех лиц, связанных с работой и обслуживанием автомобиля.
    1.17. Водители, не выполняющие  требования  инструкции  по  охране  труда  и
правил  дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему
законодательству.

                 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1.   Перед   выездом   на  линии  водитель  обязан  проверить  техническую
исправность автомобиля, гарантирующую  безопасность  и  бесперебойную  работу на
линии. Следует проверить:
    -  техническое состояние автомобиля и прицепа (прицепной тележки), тормозов,
рулевого   управления,   шин,   освещения  и  сигнализации,  звукового  сигнала,
стеклоочистителей, состояние и степень  исправности  аккумуляторов,  исправность
бортовых  запоров кузова, механизма сцепления с прицепом, зеркала заднего  вида;
запасного колеса; чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей;
отсутствие  утечки  воздуха,  топлива,  масла,  воды; заправку топливом, маслом,
водой, тормозной жидкостью; наличие инструмента, инвентаря.
    В  газобаллонных  автомобилях  необходимо  на  контрольном  посту  проверить
газовую аппаратуру на герметичность и исправность.
    На  непроверенном  и  неисправном  автомобиле или прицепе  (тележке)  и  без
номерного знака выезд на линию не допускается.
    2.2. После проверки транспортного средства  необходимо  получить  отметку  в
путевом  листе  об  исправности транспортного средства у лица, ответственного за
выпуск.
    2.3. Транспортное  средство  должно  иметь  набор  исправных  инструментов и
приспособлений:
    - пусковую рукоятку (для автомобилей, двигатель которых может запускаться  с
ее помощью);
    - домкрат необходимой грузоподъемности;
    - переносной источник освещения;
    - гаечные ключи;
    - 2 упора для колес (башмака);
    - медицинскую аптечку;
    - огнетушитель;
    - знак аварийной остановки;
    - буксирный трос (штангу);
    - в зимнее время - цепи противоскольжения.
    Автобусы  и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны
быть укомплектованы двумя огнетушителями:
    - один должен находиться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне
или кузове автомобиля.

                   3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1. Не допускать к ремонту автомобиля и пуску двигателя рукояткой людей, не
имеющих на это право (грузчиков, агентов, пассажиров и т.д.).
    3.2. Запрещается  осуществлять  пуск двигателя путем буксировки автомобиля и
пользоваться открытым огнем для разогрева двигателя в зимнее время.
    Перед  включением зажигания, запуском  двигателя  или  включением  освещения
газобаллонного  автомобиля  необходимо проветрить подкапотное пространство путем
открывания капота. Для подогрева  двигателя  и  системы  питания  газобаллонного
автомобиля, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только
горячий  воздух,  воду  и  пар.  Перед  пуском  двигателя  автомобиль необходимо
затормозить, а рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
    Пуск   двигателя   необходимо   производить  только  при  помощи   стартера.
Использование пусковой рукоятки допускается  в  исключительных случаях. При этом
необходимо соблюдать следующие дополнительные требования безопасности:
    - пусковую рукоятку проворачивать снизу вверх;
    - не брать рукоятку в обхват;
    - при ручной регулировке опережения зажигания установить позднее зажигание.
    3.3.  Не  разрешать  грузчикам или пассажирам сходить  и  садиться  на  ходу
автомобиля, проезжать на подножках и крыльях машины или стоя в кузове.
    3.4. Погрузка и разгрузка  грузов, а также крепление их на автомобиле должны
осуществляться грузоотправителем с соблюдением требований безопасности. Водитель
обязан проверить соответствие укладки  и надежность крепления груза на подвижном
составе  и  в случае необходимости потребовать  от  грузоотправителя  устранения
недостатков.
    3.5. При  отгрузке  строительных конструкций, оборудования и других грузов с
помощью грузоподъемных кранов  водитель  обязан выйти из кабины и находиться вне
зоны  возможного  падения  груза.  При  погрузке   сыпучих   грузов   с  помощью
экскаваторов  водитель может оставаться в кабине только при наличии специального
козырька над кабиной.
    3.6. При доставке груза на стройплощадки водитель обязан получить разрешение
мастера или прораба  на  разгрузку.  При  этом  водитель  должен  уточнить схему
движения автомобиля на территории стройплощадки, место и способ разгрузки.
    3.7. В кузове тягача, прицепа и прицепной тележки перевозка людей запрещена.
    При  работе  на  автопоездах  сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля  и
прицепов, должны производить три человека  - водитель, рабочий - сцепщик и лицо,
координирующее их работу.
    В исключительных случаях сцепку разрешается  производить одному водителю при
соблюдении  следующих  условий:  затормозить прицеп ручным  тормозом;  проверить
состояние буксирного устройства; подложить  упоры  под  задние  колеса  прицепа;
произвести   сцепку,   включая   соединение   гидравлических,  пневматических  и
электрических систем автомобиля и прицепа, а также крепление страховочного троса
(цепей) на прицепах, не имеющих автоматических устройств.
    3.8.  При любой остановке автомобиль должен  быть  поставлен  на  стояночный
тормоз.
    3.9.  Не   допускается   грузить   автомобиль,   прицепы   и  тележки  сверх
установленных     габаритов    и    грузоподъемности.    Запрещается    тягачами
транспортировать более двух тележек.
    3.10.  При погрузке  и  разгрузке  автомобиля  грузоподъемными  машинами  не
допускается находиться в кабине автомобиля и производить его обслуживание.
    3.11. Подавать звуковой сигнал:
    - при въезде и выезде из ворот предприятия, склада;
    - в начале  движения  с места, если в кузове или вблизи автомобиля находятся
люди;
    - при движении задним ходом;
    - в местах ограниченной видимости;
    - во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
    3.12. Пользоваться только установленными проездами и переездами. Запрещается
пересекать железнодорожные  пути  в  не  установленных местах. Запрещается также
ставить автомобиль на железнодорожном пути или двигаться по ним.
    3.13.  При  приближении к переезду снижать  скорость  и  переезжать  его  со
скоростью не более  5  км/ч, предварительно убедившись в полной безопасности для
движения.
    3.14. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.
    3.15. С целью предотвращения возникновения пожара запрещается:
    - допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе
грязи и масла;
    -  оставлять  в  кабине  и  на  двигателе  загрязненные  маслом  и  топливом
использованные обтирочные материалы;
    - эксплуатировать неисправные приборы системы питания автомобиля;
    -  применять  для  мытья   двигателя  бензин  и  другие  легковоспламеняющие
жидкости;
    -  при  неисправности  топливной   системы   подавать  бензин  в  карбюратор
непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
    - курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
    -  пользоваться открытым огнем при определении  и  устранении  неисправности
механизмов, подогревать двигатель открытым огнем.
    3.16.  Перед выходом из кабины на проезжую часть водитель должен убедиться в
отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
    3.17. При  вынужденной  остановке  автомобиля на обочине или у края проезжей
части  для проведения ремонта водитель обязан  включить  аварийную  сигнализацию
(установить  на  расстоянии  25  -  30  метров  позади автомобиля знак аварийной
остановки или мигающий красный фонарь).
    3.18.  Во  время стоянки запрещается водителям,  грузчикам  и  другим  лицам
отдыхать или спать в кабине или закрытом кузове при работающем двигателе.
    3.19. Находясь  на  территории  стройплощадки,  водитель обязан переходить с
одного места на другое только по пешеходным дорожкам,  трапам или настилам вдали
от источников повышенной опасности (грузоподъемных механизмов, работы на высоте,
энергетических установок и проводов электроснабжения и др.).

                     4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТЕ
                      И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ АВТОМОБИЛЯ

    4.1.  При ремонте и обслуживании автомобиля водителю  запрещается  выполнять
без специального разрешения руководителя, мастера следующие работы:
    -  обработку   металлов   на   сверлильном   станке,  ручным  пневматическим
инструментом, ручным электроинструментом;
    - заточку инструмента на наждачных точилах;
    - работы с применением грузоподъемных машин;
    - газоэлектросварочные работы.
    Для  выполнения  указанных  выше  работ  требуется  специальное  обучение  и
инструктаж  о  мерах  безопасности  в объеме специальных  инструкций  по  данным
работам.
    4.2. Перед началом работы по ремонту  и техническому обслуживанию автомобиля
привести в порядок средства индивидуальной защиты.
    Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) запрещается.
    4.3. Проверить наличие и исправность ручного  инструмента,  приспособлений и
средств индивидуальной защиты.
    4.4. При пользовании переносной электролампой, проверить, есть  ли  на лампе
защитная сетка, исправлен ли шнур и изоляционная резиновая трубка.
    Напряжение переносных электроламп допускается не выше 12 В.
    4.5.  Если  вблизи  рабочего  места  проводятся  электросварочные работы, то
необходимо  устанавливать  щит  (ширму)  для  защиты глаз и  лица  от  светового
действия электрической дуги.
    4.6. При установке автомобиля на осмотровую  канаву  для  сварочных работ на
нем должны быть закрыты все бензобаки огнеупорными чехлами.
    4.7.  Слив  масла  и  воды  из  агрегатов  автомобиля производить  только  в
специальную тару. Случайно попавшие на пол масло и солидол засыпать опилками или
сухим песком и удалить в специально отведенное место.
    4.8.  Не работать под автомобилем, находящимся  на  наклонной  плоскости.  В
случае крайней  необходимости  принять  все  меры,  обеспечивающие  безопасность
работы:  затормозить автомобиль, подложить под колеса упоры (башмаки),  ключ  из
замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
    4.9. При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор, при
снятии колес  и  т.п.)  под раму автомобиля установить специальные металлические
козелки.
    4.10.  При подъеме и установке  автомобиля  на  домкрат,  устанавливать  его
только на твердый  грунт.  В случае необходимости установки домкрата на рыхлой и
вязкой  почве  под  домкрат подкладывать  подкладки,  обеспечивающие  устойчивое
положение  домкрата,  колеса   автомобиля   должны  быть  зафиксированы  упорами
(башмаками).
    4.11. Не работать и не находиться под автомобилем, если он стоит на домкрате
без козелков.
    4.12. При работе под автомобилем следует  размещаться  между  колесами вдоль
автомобиля.
    4.13.  При  работе  лежа  под  автомобилем использовать лежаки, коврики  или
решетчатые тележки и надевать защитные очки.
    4.14. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные
для этой цели металлические ящики с крышками.
    4.15.  Накачку  шин  сжатым  воздухом   производить   только  в  специальном
ограждении  (клети), при этом следует убедиться, что замочное  кольцо  полностью
легло в замковый  паз  диска,  а  при выполнении этой операции на линии - класть
колесо замочным кольцом на землю.
    4.16. Для подъема, снятия, установки и транспортировки тяжелых (массой более
16 кг) агрегатов, узлов и деталей автомобиля  использовать  исправные  подъемно-
транспортные механизмы с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.
    4.17. Перед тем, как начать работу по ремонту автомобиля, установленного  на
осмотровой канаве:
    - проверить правильность установки колес по отношению направляющих;
    -  поставить  автомобиль  на  стояночный  тормоз и положить под колеса упоры
(башмаки);
    - убедиться в наличии свободного доступа в  канаву,  исправности  лестницы и
напольной решетки в канаве.
    4.18. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в
защитных очках.
    4.19.  Замену  рессор  производить  только  после  их  разгрузки и установки
козелков  под  раму  автомобиля. Проверку совпадения отверстия  ушка  рессоры  и
серьги производить с помощью бородка или оправки.
    4.20. Не допускать  людей  и  не  находиться  самому  под  поднятым  кузовом
автомобиля-самосвала  без  установки специальных подставок, предохраняющих кузов
от опускания. Применять вместо  специальных  подставок случайные предметы (ломы,
куски металла и др.) не допускается.
    4.21.  Во  избежание  загазованности воздуха  не  допускать  продолжительную
(более 5 минут) работу двигателя в закрытом невентилируемом помещении.
    4.22. При ремонте и обслуживании  двигателя,  работающего  на  этилированном
бензине,  соблюдать  инструкцию  по  охране труда для работающих с этилированным
бензином.

                5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    5.1. При возникновении неисправностей  автомобиля (отказе тормозов, рулевого
управления, аккумулятора и т.п., постороннем  шуме) немедленно прекратить работу
и поставить в известность лицо, ответственное за  безопасное  производство работ
или механика. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан соблюдать  правила
техники  безопасности,  установленные  для  ремонта  и технического обслуживания
автомобиля. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений  и  инструмента
ремонт  запрещен.  Запрещается  допускать к ремонту автомобиля на линии лиц,  не
имеющих на это права (грузчиков, агентов, сопровождающих пассажиров, и т.д.).
    5.2.  При возникновении пожара  на  автомобиле  немедленно  остановить  его,
заглушить двигатель,  перекрыть бензобак и отсоединить аккумулятор. Огонь тушить
огнетушителем, песком, землей, кошмой.
    5.3.  В случае возникновения  пожара  в  зоне  стоянки  автомобилей  или  на
территории  предприятия водитель обязан эвакуировать автомобиль в соответствии с
разработанным планом эвакуации.
    5.4. При  несчастном  случае следует немедленно принять все необходимые меры
для оказания помощи потерпевшим (оказать первую доврачебную помощь, принять меры
по доставке потерпевшего в  лечебное  учреждение,  предоставить  автомобиль  для
перевозки и т.д.), сообщить в государственную автомобильную инспекцию о дорожно-
транспортном происшествии.
    5.5.  О всех произошедших несчастных случаях, авариях и других происшествиях
водитель обязан  сообщать  в  течение  рабочей  смены  своему  непосредственному
руководителю.

                 6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    6.1. Сдать автомобиль дежурному механику и затем поставить на стоянку.
    6.2. О всех замеченных при работе недостатках доложить механику  гаража  или
диспетчеру.
    6.3. По окончании обслуживания или ремонта привести в порядок рабочее место,
инструмент  и  приспособления.  В  холодное  время  года  слить  воду из системы
охлаждения автомобиля.
    6.4. При приемке с линии газобаллонных автомобилей необходимо  проверить  на
контрольном посту газовую аппаратуру на герметичность и исправность.
    При  подготовке  газобаллонного автомобиля к ночной стоянке или техническому
обслуживанию необходимо  закрыть  вентиль  на  баллоне  и  выработать  весь газ,
находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание.
    Если автомобиль остается на козелках, проверить надежность его установки.
    6.5. Обо всех замеченных неисправностях сообщить сменщику или механику.
    6.6. После окончания всех работ руки и лицо вымыть теплой водой с мылом, при
возможности принять душ.










c 2006 г. obrazec.narod.ru

Реклама


Реклама

Деловая Москва

Правосудие

Финансовый Российский Портал

Ру-строй. Строительный портал

Юридическая консультация

Новости Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Регионы России

Счетчики

Рейтинг@Mail.ru

Новости России


Hosted by uCoz
/p>


Hosted by uCoz


Hosted by uCoz
/p>


Hosted by uCoz