ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА,
СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
(УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА,
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ)
__________________________ УТВЕРЖДАЮ
(наименование организации,
предприятия, учреждения) ___________________________
(директор, иное должностное
лицо, уполномоченное
утверждать должностную
инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ___________________________
(подпись) (расшифровка
_________ N ___________ подписи)
___________________________
Место издания (дата)
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
(УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА,
СУРДОПЕДАГОГА,
ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.)
(12 - 15-Й РАЗРЯДЫ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог,
олигофренопедагог и др.) относится к категории специалистов, принимается на
работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования.
1.2. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога,
сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) высшей квалификационной категории
назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование
либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с
присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя-
дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога
и др.) I квалификационной категории не менее 3 лет.
На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога,
сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) I квалификационной категории
назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование
либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с
присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя-
дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олнгофренопедагога
и др.) II квалификационной категории не менее 3 лет.
На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога,
сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) II квалификационной категории
назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование
либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с
присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя-
дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога
и др.) не менее 2 лет.
На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога,
сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) назначается лицо, имеющее высшее
педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое
образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-
дефектолог" без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог,
олигофренопедагог и др.) подчиняется _________________
____________________________________________________________________.
1.4. В своей деятельности учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог,
сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) руководствуется:
- законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие
вопросы;
- методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;
- уставом учреждения;
- приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);
- правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
- настоящей должностной инструкцией.
1.5. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог,
олигофренопедагог и др.) должен знать:
- нормативные правовые акты и другие методические материалы в области
образования и воспитания детей с особенностями психофизического развития, прав
ребенка;
- Концепцию реформирования специального образования;
- возрастную и социальную педагогику и психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии детей;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (учителя-логопеда,
тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) его обязанности
выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную
ответственность за их надлежащее исполнение.
II. ФУНКЦИИ
На учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога,
олигофренопедагога и др.) возлагаются следующие функции:
2.1. Выявление детей с отклонениями в развитии, проведение коррекции их
развития.
2.2. Осуществление лечебно-восстановительной работы.
2.3. Вовлечение детей в социально-экономическую жизнь общества.
2.4. Проведение методической и консультационной работы.
2.5. Пропаганда гуманного отношения к детям с особенностями психофизического
развития, дефектологических знаний.
III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог (учитель-
логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) обязан:
3.1. Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений
в развитии детей.
3.2. Выявлять детей с нарушениями в развитии, проводить их углубленное
обследование с целью определения структурно-функционального нарушения.
3.3. Рекомендовать оптимальные условия обучения и воспитания детей с
особенностями психофизического развития, создавать банк данных, прослеживать
динамику развития каждого ребенка.
3.4. Обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на
развитие детей с особенностями психофизического развития.
3.5. Решать задачи обеспечения специальными средствами обучения и социальной
реабилитации процесса обучения и воспитания детей с особенностями
психофизического развития; осуществлять лечебно-восстановительную работу,
которая направлена на укрепление физического и психического состояния ребенка;
создавать условия для максимально возможного вовлечения детей в социально-
экономическую жизнь общества.
3.6. Осуществлять профессиональную деятельность, связанную с восстановлением
речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, применять современные
методы, приемы диагностики и реабилитации.
3.7. Проводить методическую и консультативную работу.
3.8. Оказывать организационно-методическую помощь работникам образования по
вопросам интегрированного обучения детей с особенностями психофизического
развития.
3.9. Вести систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение
реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей
с особенностями психофизического развития.
3.10. Пропагандировать дефектологические знания, милосердное и гуманное
отношение общества к детям с особенностями психофизического развития средствами
массовой информации и другими формами работы.
IV. ПРАВА
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог,
олигофренопедагог и др.) имеет право:
4.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с
предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми
для качественного выполнения своих обязанностей.
4.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.
4.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих
обязанностей.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог,
олигофренопедагог и др.) несет ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах,
определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения - в пределах, определенных действующим административным,
уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики
Беларусь.
Руководитель структурного _________ _______________________
подразделения (подпись) (расшифровка подписи)
Визы _________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
С Инструкцией ознакомлен: _________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
_______________________
(дата)
|